25974025367_e9dc10c008_b
КАК ПАЦИЕНТУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОПЕРАЦИИ
24.09.2018
40720880044_65db3a9a42_b
СПАЕЧНАЯ БОЛЕЗНЬ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И КАК С НЕЙ ЖИТЬ
28.09.2018
Показать всё

АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

chabanenko2
Чабаненко Анжела Викторовна — врач регионального Центра психотерапии и психопрофилактики
На фото: коллектив отделения

 

К сожалению, проявления агрессии и насилия стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

Известный психолог Э. Фромм считает, что существует два вида агрессивности – «доброкачественная» и «злокачественная». «Доброкачественная» агрессия носит защитный характер и проявляется в момент опасности, поэтому с ней не нужно бороться. Другое дело – «злокачественная» — она обозначает деструктивное, жестокое поведение.

Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь,  это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая.

Агрессия физическая  более характерно для мальчиков уже школьного возраста, которая имеет два варианта.

    • Первый  это порча окружающих предметов.
    • Второй  это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.). 

 Агрессия с переносом (нападение), как второй тип физической агрессии, возникает на основе прошлого опыта . Ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Он срывается на своем сверстнике, игрушках, может порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию, с того, кто ее вызвал, на другого. Причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для него или вызывает меньший интерес.

Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Проявляется корчинием рожиц и гриммас, показывание языка, использование различного рода жестов с целью подразнить другого человека.

Доказано, что дети формируют свое поведение из трех основных источников: семьи, общения со сверстниками и информации привнесенной с масс-медиа.

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление через физические наказания, грубость, агрессивные отношения между членами семьи, жесткость со стороны отца, равнодушие со стороны матери, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, а к проявлению детской агрессии родные относятся безразлично или снисходительно. 

При взаимодействии со сверстниками так же происходит обучение агрессивному поведению, особенно это ярко прослеживается во время игр. Опасным явлением является формирование у детей выгоды и вседозволенности от деструктивной формы поведения.

Дети учатся не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медия. Каждый час телевизионного времени на экране совершается 21 акт насилия только в детских мультфильмах. Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают негативные изменения в личности ребенка и способствуют:

  • формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
  • провоцируют агрессивные фантазии;
  • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
  • чувства угрозы со стороны внешнего мира;
  • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию показаны на экране.

Какое поведение можно считать агрессивным у дошкольников и младших школьников?

  1. Дети часто теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят и ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем неправильном поведении и ошибках,
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

Какое поведение можно считать агрессивным у подростков?

  1. Угрожают другим людям – вербально, взглядом или жестом.
  2. Становятся инициаторами драк.
  3. В драке используют предметы, которыми можно нанести повреждения намерено причиняют физическую боль — жестоки по отношению к людям и животным.
  4. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
  5. Намерено портят имущество.
  6. Шантаж, вымогательство.
  7. Не посещают школу или выгнали из школы.

Обратите внимание: ребенок, у которого в течение полугода и дольше наблюдаются одновременно 4 из упомянутых признаков, следует считать в поведении агрессивным.

Что же хотят донести дети и подростки взрослым, выражая себя в агрессии?

Агрессивное поведение детей следует рассматривать как своеобразный сигнал SOS, призыв о помощи к сильным взрослым. А так же о необходимости внимания к своему внутреннему миру, в котором накопилось так много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенку не справиться.

В помощи нуждается и семья и ребенок! Родителям желательно обратиться за помощью к врачу психотерапевту, с целью изучения негативных эмоциональных факторов, воздействующих на ребенка, а также определение выбора оптимальных воспитательных стратегий родными. Взрослые, запомните: агрессивное поведение поддается коррекции! 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *